Расширение сферы восприятия осознаваемых и неосознаваемых сигналов
О.И. Коёкина, к.м.н.
Федеральный научный клинико-экспериментальный центр
традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития, г. Москва

 Представления об объективном характере проявлений сознания и его свойств стали более очевидными при изучении традиционных оздоровительных систем стран Востока, а также после получения данных об активности мозга у людей с феноменальными способностями [1-17].
 Изучение феноменальных способностей целителей проводилось в рамках выполнения научно-исследовательских тем МЗ РФ в течение 1990-2008 г.г. на базе НИИ традиционных методов диагностики и лечения, преобразованного в дальнейшем в Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения [1-6]. Отдельные работы в этом направлении проводились в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН [7-9,19], в Институте этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН [10,11], в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова [12-15], в Институте мозга человека РАН [16], в Институте мозга РАМН [17], Московской Медицинской Академии, Институте нормальной физиологии РАМН [18] и других научных учреждениях России.
 Несмотря на то, что необходимы фундаментальные научные исследования по вопросам нейрофизиологических коррелятов мозговых механизмов сознания, в настоящее время можно решать ряд прикладных задач. В рамках программы по изучению и развитию национальной системы самооздоровления, включающей развитие свойств сознания, проводятся психологические и нейрофизиологические исследования различных техник оздоровления и целительских направлений. При этом предполагается, что произвольное регулирование уровня сознания, как компонента психофизиологической структуры, даёт возможность, сохраняя контролирующую функцию сознания, ослабляться и уступать место другим слоям психики - подсознанию и/или сверхсознанию.
 Нейрофизиологические исследования динамических процессов активности мозга, отражающих проявления таких возможностей целителей, как экстрасенсорное восприятие во время приёмов диагностики или неконтактной коррекции состояния энергетики патологически изменённых органов и систем, показали, что независимо от используемых при этом методов и подходов, иногда заимствованных в традиционных системах разных национальностей, наблюдаются закономерные изменения.
 Научные исследования проводились, начиная с 1992 г., с участием народных целителей России, а также лиц, использующих техники развития сознания систем оздоровления разных народов. В исследованиях участвовали группы, практикующие техники трансцендентальной медитации Махариши, упражнения Ци гун, инициации Рэйки, использующие методы оздоровления Фархат ата, славянские и восточные боевые искусства и другие. При сопоставлении данных различных групп были обнаружены некоторые общие закономерности развития сознания и изменений активности мозга.
 Эти изменения, прежде всего, относятся к расширению спектральных характеристик ритмической активности мозга, в большей степени в высокочастотной области электроэнцефалограммы (диапазонов бета- и гамма-частот):
- относительное преобладание спектральной мощности ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) высокой частоты (бета1 – от 13 до 19 Гц, бета2 – от 20 до 32 Гц и гамма-ритма – 35-50 Гц) в определённых областях коры головного мозга;
- увеличение количества высококогерентных связей (С=>0,8) между отдельными областями мозга, особенно в высокочастотном спектре ЭЭГ (в диапазоне частот бета2 – от 20 до 32 Гц и гамма – от 32 до 45Гц);
- управление нейродинамическими процессами и энергетикой мозга в виде уплотнения и рассеивания в глубине локальных источников происхождения поверхностных потенциалов (эквивалентных дипольных источников) и формирования потоков, направленных в передние области мозга.
 Преобладание высокочастотной активности и её регистрация в диапазонах бета1, бета2, гамма-ритмов или активации в виде десинхронизации говорит о состоянии повышенной деятельности соответствующих областей мозга. Такое относительное преобладание возникает или благодаря снижению мощности медленных ритмов типа дельта- и тета-диапазонов (например, у практикующих трансцендентальную медитацию), или благодаря повышению мощности высокочастотных ритмов (в начальной стадии у практикующих РЭЙКИ, АЯТ), или благодаря одновременному развитию обоих процессов (в последующих стадиях развития у практикующих РЭЙКИ, АЯТ). Активация нервной деятельности может иметь как местное происхождение, так и возникать в результате восходящих неспецифических влияний из центров ствола и межуточного мозга [22].
 Различия в эффектах применения разных методик развития сознания относились, в основном, к вовлечению в активность разных областей мозга.
 Ранее было установлено [20], что у лиц с преимущественным способом активации правого полушария имеются более высокие оценки экстрасенсорных способностей по сравнению с лицами, у которых доминирует активность левого полушария. При доминировании активности левого полушария лучше проявляются способности к энергоинформационной передаче и неконтактной биокоррекции состояния патологически поражённых органов и систем. Это согласуется с известными в мире данными о роли левого полушария в управлении внешней средой, а также и телекинезе [21].
 При исследовании активности мозга у лиц с феноменальными способностями было обнаружено, что на картах распределения мощности ритмов вырисовывается распределение фокусов повышенной мощности высокочастотных ритмов в виде оси от передних областей левого полушария к задним областям правого, что характерно для реализации когнитивных процессов. Такой паттерн был назван условно «когнитивной осью» [9]. В других случаях подобные фокусы наблюдаются в передних областях правого полушария и в задних областях левого. Этот паттерн условно был назван «осью сверхсознания» [9].
 По утверждению проф. Н.Е. Свидерской, это не просто фокусы активации, а фокусы, обладающие возможностью максимального связывания нервных процессов и их интеграции.
 Была показана тесная связь между показателем соотношения когерентности и спектральной мощности колебаний потенциалов мозга и формированием энергетических потоков, направленных из глубинных структур мозга к поверхности головы и состоящих из энергетических источников (эквивалентных дипольных источников) происхождения поверхностной ЭЭГ.
 Расширение частотного диапазона с возрастающими значениями спектральной мощности, особенно высокочастотных колебаний ЭЭГ, является наиболее частым эффектом применения технологий развития сознания. Возникает предположение, что при этом расширяется сфера восприятия, в которую могут вовлекаться и дополнительные телесные ощущения, и от различных органов чувств. Это подтверждается отчётами испытуемых. Влияние некоторых психотехнологий, включая трансцендентальную медитацию, на расширение сознания и развитие повышенной чувствительности человека, а также способностей к более чёткому и точному восприятию, было показано в работах д.м.н. проф. Н.Н. Любимова [17]. Полученные результаты способствовали возникновению его инициативы обратиться к Правительству России, Комитету по Высшему образованию (№ 56-01/37 от 27.01.1995г.) с письменным предложением от Института мозга РАМН, где он рекомендовал всем учебным заведениям применение программ умственных техник - Трансцендентальной Медитации и ТМ-Сиддхи для преподавателей и студентов как научно обоснованных технологий развития гармоничной личности и улучшения учебного процесса.
 Однако, по-видимому, необходимо учитывать некоторые переходные процессы развития сознания при расширении сферы восприятия. Мозг и сознание человека, постепенно развиваясь от момента рождения, адаптированы к деятельности, прежде всего, в определённом частотном диапазоне ритмов мозга, индивидуальном для каждого человека. Когда этот диапазон расширяется в течение короткого времени, мозг и сознание на начальном этапе ещё не могут контролировать и управлять адекватно расширенной сферой восприятия. С одной стороны, расширение частотного диапазона мозговой деятельности создаёт условия для переорганизации систем функционального регулирования в организме человека, а, следовательно, для процессов самооздоровления, с другой стороны, на начальном этапе возможны повышенная внушаемость и управляемость. В этом состоянии сознания пациенты сами ищут лидера. Если рядом находится целитель, это помогает справиться с заболеванием. С течением времени, особенно при активной психологической и социальной деятельности, мозг и сознание человека (бывшего пациента) самообучаются и адаптируются к более широкой сфере восприятия, в результате формируются сильные, самодостаточные личности. Эти состояния сознания отличаются от гипноза. В гипнотическом состоянии сознания сфера восприятия, наоборот, сужается до пределов восприятия только гипнолога. Это отражается в сужении спектральных характеристик ЭЭГ и сдвиге в сторону медленноволновой активности мозга. Психотерапевт – гипнолог может успешно работать с уровнями подсознания с целью оздоровления пациента. Но, на самом деле, в настоящее время существует слишком много «белых пятен» в наших представлениях о состояниях сознания человека. Необходимо широкое проведение научных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпеев А.А., Киселёва Т.Л., Чепков В.Н. Традиционные медицинские системы мира в России. В надзаголовке: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии. М., 2000г., с.60
2. Коёкина О.И. - Виртуальный мозг как результат ИЭ-взаимодействий. Ж. «Сознание и физическая реальность», 1996г., №1, с.98-102
3. Коёкина О.И. Способности к интегральному телесному восприятию и ясновидению у народных целителей. (Нейрофизиологические исследования). - Мат. Межд. интердисциплинарного научно-практического симпозиума "Экология и традиционные религиозно-магические знания", РАН. М. 2001г., с.93-104
4. Коёкина О.И., Мирза Д.Г., Меркулов М.Ф. Экстрасенсорная диагностика и биоэнерготерапия. В сб. "Разработка и внедрение новых методов и средств традиционной медицины", надзаг. Министерство здравоохранения Российской Федерации, Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопации, т.2, М., с.308-311
5. Коёкина О.И. Экстрасенсорное восприятие. Extrasensory perception. Рабочие материалы Международного интердисциплинарного научно-практического семинара-конференции "Сакральное в традиционной культуре: методология исследования, методы фиксаци и обработки полевых, лабораторных, экспериментальных материалов". Москва - Республика Алтай, 6-15 июля 2003 г., М., 2003 г., с.33-36
6. Коёкина О.И. Пространственно-временное структурирование активной среды, управляемое сознанием. (Нейрофизиологические исследования). "Традиционная медицина", №1, 2004 г., с.55-59
7. Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. Ж.в.н.д., 1990, т.40, вып.5, с.951-962
8. Свидерская Н.Е., Королькова Т.А., Селицкий Г.В. Влияние уровня сознания на пространственную организацию корковой активности при психических процессах. Ж.в.н.д., 1990, т.40, вып.5, с.951-962
9. Свидерская Н.Е. В поисках нейрофизиологических критериев изменённых состояний сознания. Ж.высш.нервн.деят., 2002, том 52, №5, с. 517-530
10. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. Институт этнологии и антропологии РАН, М., 1999г., с.602
11. Харитонова В.И. Некоторые проблемы воздействия шамана, колдуна, целителя на человека и окружающую среду. В сб. "Экология и традиционные религиозно-магические знания". Материалы Международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума, Москва-Абакан-Кызыл, 2001г., с.43-54
12. Пытьев Ю.П., Пытьева Т.П. – Физические процессы экстрасенсорного восприятия. Сб. «Программные продукты и системы», 1996г., №4, с.43-45
13. Пытьев Ю.П., Анциферова Н.А., Анциферов А.Л. Электромагнитные явления при экстрасенсорном восприятии. Препр. физич. факульт. МГУ, 1992г., №7.
14. Пытьев Ю.П., Анциферова Н.А. – О голографической модели экстрасенсорного восприятия. Препр. физич. факульт. МГУ, 1993г., №9
15. Пытьев Ю.П., Анциферова Н.А., Анциферов А.Л. Электромагнитные явления при экстрасенсорном восприятии. Вестн. Моск. ун-та, сер.14, Психология. 1995г., №2, с.10-20
16. Бехтерева Н.П., Ложникова Л.Ю., Данько С.Г., Мелючева Л.А., Медведев С.В., Давитая С.Ж. О так называемом альтернативном зрении или феномене прямого видения. Физиология человека. 2002, т.28, №1, с.23-34
17. Любимов С.Н. "Структурно-функциональная организация и реорганизация соматосенсорных афферентных проекций у человека в норме и при повреждении центральной нервной системы". Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.м.н., М., 1997 г., с.20
18. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины. М., 2000г., с.248
19. Симонов П.В. "Светлое пятно сознания" - Ж.высш.нервн.деят., 1990г., т.40, вып.6, с.1040-1044
20. Ли А.Г. Разработка способов управления состояниями мозга для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности и создания систем управления в биологических и медицинских системах. Москва, 1995 г., ISSN 0869-3323, c.112
21. Machi Y., Liu C., Wang C., Wang B. Physiological Analysis for Consciousness Power (Non-visible Recognition and Pill Moving through Glass Bottle without any Physical Touch) J. of International Society of Life Information Science, V20, N2, 2002, pp.345…372
22. Koyokina O.I. Trasformation of Brain Activity in Altered State of Consciousness. MISAHA Newsletter#20-21, January-June, 1998, pp.8-11
23. Иваницкий А.М. Наука о мозге в поисках решения проблемы сознания. В сб. «Человек и пульс времени», в надзаголовке «Политехнический музей», М. 2006г., изд-во ООО «Информ-Знание», с.74-81

Расширение сферы восприятия осознаваемых и неосознаваемых сигналов
О.И. Коёкина, к.м.н.
Федеральный научный клинико-экспериментальный центр
традиционных методов диагностики и лечения Минздравсоцразвития, г. Москва


 Представления об объективном характере проявлений сознания и его свойств стали более очевидными при изучении традиционных оздоровительных систем стран Востока, а также после получения данных об активности мозга у людей с феноменальными способностями [1-17].
 Изучение феноменальных способностей целителей проводилось в рамках выполнения научно-исследовательских тем МЗ РФ в течение 1990-2008 г.г. на базе НИИ традиционных методов диагностики и лечения, преобразованного в дальнейшем в Федеральный научный клинико-экспериментальный центр традиционных методов диагностики и лечения [1-6]. Отдельные работы в этом направлении проводились в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН [7-9,19], в Институте этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН [10,11], в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова [12-15], в Институте мозга человека РАН [16], в Институте мозга РАМН [17], Московской Медицинской Академии, Институте нормальной физиологии РАМН [18] и других научных учреждениях России.
 Несмотря на то, что необходимы фундаментальные научные исследования по вопросам нейрофизиологических коррелятов мозговых механизмов сознания, в настоящее время можно решать ряд прикладных задач. В рамках программы по изучению и развитию национальной системы самооздоровления, включающей развитие свойств сознания, проводятся психологические и нейрофизиологические исследования различных техник оздоровления и целительских направлений. При этом предполагается, что произвольное регулирование уровня сознания, как компонента психофизиологической структуры, даёт возможность, сохраняя контролирующую функцию сознания, ослабляться и уступать место другим слоям психики - подсознанию и/или сверхсознанию.
 Нейрофизиологические исследования динамических процессов активности мозга, отражающих проявления таких возможностей целителей, как экстрасенсорное восприятие во время приёмов диагностики или неконтактной коррекции состояния энергетики патологически изменённых органов и систем, показали, что независимо от используемых при этом методов и подходов, иногда заимствованных в традиционных системах разных национальностей, наблюдаются закономерные изменения.
 Научные исследования проводились, начиная с 1992 г., с участием народных целителей России, а также лиц, использующих техники развития сознания систем оздоровления разных народов. В исследованиях участвовали группы, практикующие техники трансцендентальной медитации Махариши, упражнения Ци гун, инициации Рэйки, использующие методы оздоровления Фархат ата, славянские и восточные боевые искусства и другие. При сопоставлении данных различных групп были обнаружены некоторые общие закономерности развития сознания и изменений активности мозга.
 Эти изменения, прежде всего, относятся к расширению спектральных характеристик ритмической активности мозга, в большей степени в высокочастотной области электроэнцефалограммы (диапазонов бета- и гамма-частот):
- относительное преобладание спектральной мощности ритмов электроэнцефалограммы (ЭЭГ) высокой частоты (бета1 – от 13 до 19 Гц, бета2 – от 20 до 32 Гц и гамма-ритма – 35-50 Гц) в определённых областях коры головного мозга;
- увеличение количества высококогерентных связей (С=>0,8) между отдельными областями мозга, особенно в высокочастотном спектре ЭЭГ (в диапазоне частот бета2 – от 20 до 32 Гц и гамма – от 32 до 45Гц);
- управление нейродинамическими процессами и энергетикой мозга в виде уплотнения и рассеивания в глубине локальных источников происхождения поверхностных потенциалов (эквивалентных дипольных источников) и формирования потоков, направленных в передние области мозга.
 Преобладание высокочастотной активности и её регистрация в диапазонах бета1, бета2, гамма-ритмов или активации в виде десинхронизации говорит о состоянии повышенной деятельности соответствующих областей мозга. Такое относительное преобладание возникает или благодаря снижению мощности медленных ритмов типа дельта- и тета-диапазонов (например, у практикующих трансцендентальную медитацию), или благодаря повышению мощности высокочастотных ритмов (в начальной стадии у практикующих РЭЙКИ, АЯТ), или благодаря одновременному развитию обоих процессов (в последующих стадиях развития у практикующих РЭЙКИ, АЯТ). Активация нервной деятельности может иметь как местное происхождение, так и возникать в результате восходящих неспецифических влияний из центров ствола и межуточного мозга [22].
 Различия в эффектах применения разных методик развития сознания относились, в основном, к вовлечению в активность разных областей мозга.
 Ранее было установлено [20], что у лиц с преимущественным способом активации правого полушария имеются более высокие оценки экстрасенсорных способностей по сравнению с лицами, у которых доминирует активность левого полушария. При доминировании активности левого полушария лучше проявляются способности к энергоинформационной передаче и неконтактной биокоррекции состояния патологически поражённых органов и систем. Это согласуется с известными в мире данными о роли левого полушария в управлении внешней средой, а также и телекинезе [21].
 При исследовании активности мозга у лиц с феноменальными способностями было обнаружено, что на картах распределения мощности ритмов вырисовывается распределение фокусов повышенной мощности высокочастотных ритмов в виде оси от передних областей левого полушария к задним областям правого, что характерно для реализации когнитивных процессов. Такой паттерн был назван условно «когнитивной осью» [9]. В других случаях подобные фокусы наблюдаются в передних областях правого полушария и в задних областях левого. Этот паттерн условно был назван «осью сверхсознания» [9].
 По утверждению проф. Н.Е. Свидерской, это не просто фокусы активации, а фокусы, обладающие возможностью максимального связывания нервных процессов и их интеграции.
 Была показана тесная связь между показателем соотношения когерентности и спектральной мощности колебаний потенциалов мозга и формированием энергетических потоков, направленных из глубинных структур мозга к поверхности головы и состоящих из энергетических источников (эквивалентных дипольных источников) происхождения поверхностной ЭЭГ.
 Расширение частотного диапазона с возрастающими значениями спектральной мощности, особенно высокочастотных колебаний ЭЭГ, является наиболее частым эффектом применения технологий развития сознания. Возникает предположение, что при этом расширяется сфера восприятия, в которую могут вовлекаться и дополнительные телесные ощущения, и от различных органов чувств. Это подтверждается отчётами испытуемых. Влияние некоторых психотехнологий, включая трансцендентальную медитацию, на расширение сознания и развитие повышенной чувствительности человека, а также способностей к более чёткому и точному восприятию, было показано в работах д.м.н. проф. Н.Н. Любимова [17]. Полученные результаты способствовали возникновению его инициативы обратиться к Правительству России, Комитету по Высшему образованию (№ 56-01/37 от 27.01.1995г.) с письменным предложением от Института мозга РАМН, где он рекомендовал всем учебным заведениям применение программ умственных техник - Трансцендентальной Медитации и ТМ-Сиддхи для преподавателей и студентов как научно обоснованных технологий развития гармоничной личности и улучшения учебного процесса.
 Однако, по-видимому, необходимо учитывать некоторые переходные процессы развития сознания при расширении сферы восприятия. Мозг и сознание человека, постепенно развиваясь от момента рождения, адаптированы к деятельности, прежде всего, в определённом частотном диапазоне ритмов мозга, индивидуальном для каждого человека. Когда этот диапазон расширяется в течение короткого времени, мозг и сознание на начальном этапе ещё не могут контролировать и управлять адекватно расширенной сферой восприятия. С одной стороны, расширение частотного диапазона мозговой деятельности создаёт условия для переорганизации систем функционального регулирования в организме человека, а, следовательно, для процессов самооздоровления, с другой стороны, на начальном этапе возможны повышенная внушаемость и управляемость. В этом состоянии сознания пациенты сами ищут лидера. Если рядом находится целитель, это помогает справиться с заболеванием. С течением времени, особенно при активной психологической и социальной деятельности, мозг и сознание человека (бывшего пациента) самообучаются и адаптируются к более широкой сфере восприятия, в результате формируются сильные, самодостаточные личности. Эти состояния сознания отличаются от гипноза. В гипнотическом состоянии сознания сфера восприятия, наоборот, сужается до пределов восприятия только гипнолога. Это отражается в сужении спектральных характеристик ЭЭГ и сдвиге в сторону медленноволновой активности мозга. Психотерапевт – гипнолог может успешно работать с уровнями подсознания с целью оздоровления пациента. Но, на самом деле, в настоящее время существует слишком много «белых пятен» в наших представлениях о состояниях сознания человека. Необходимо широкое проведение научных исследований.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карпеев А.А., Киселёва Т.Л., Чепков В.Н. Традиционные медицинские системы мира в России. В надзаголовке: Министерство здравоохранения Российской Федерации, Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопатии. М., 2000г., с.60
2. Коёкина О.И. - Виртуальный мозг как результат ИЭ-взаимодействий. Ж. «Сознание и физическая реальность», 1996г., №1, с.98-102
3. Коёкина О.И. Способности к интегральному телесному восприятию и ясновидению у народных целителей. (Нейрофизиологические исследования). - Мат. Межд. интердисциплинарного научно-практического симпозиума "Экология и традиционные религиозно-магические знания", РАН. М. 2001г., с.93-104
4. Коёкина О.И., Мирза Д.Г., Меркулов М.Ф. Экстрасенсорная диагностика и биоэнерготерапия. В сб. "Разработка и внедрение новых методов и средств традиционной медицины", надзаг. Министерство здравоохранения Российской Федерации, Научно-практический центр традиционной медицины и гомеопации, т.2, М., с.308-311
5. Коёкина О.И. Экстрасенсорное восприятие. Extrasensory perception. Рабочие материалы Международного интердисциплинарного научно-практического семинара-конференции "Сакральное в традиционной культуре: методология исследования, методы фиксаци и обработки полевых, лабораторных, экспериментальных материалов". Москва - Республика Алтай, 6-15 июля 2003 г., М., 2003 г., с.33-36
6. Коёкина О.И. Пространственно-временное структурирование активной среды, управляемое сознанием. (Нейрофизиологические исследования). "Традиционная медицина", №1, 2004 г., с.55-59
7. Лебедева Н.Н., Добронравова И.С. Организация ритмов ЭЭГ человека при особых состояниях сознания. Ж.в.н.д., 1990, т.40, вып.5, с.951-962
8. Свидерская Н.Е., Королькова Т.А., Селицкий Г.В. Влияние уровня сознания на пространственную организацию корковой активности при психических процессах. Ж.в.н.д., 1990, т.40, вып.5, с.951-962
9. Свидерская Н.Е. В поисках нейрофизиологических критериев изменённых состояний сознания. Ж.высш.нервн.деят., 2002, том 52, №5, с. 517-530
10. Харитонова В.И. Заговорно-заклинательное искусство восточных славян: проблемы традиционных интерпретаций и возможности современных исследований. Институт этнологии и антропологии РАН, М., 1999г., с.602
11. Харитонова В.И. Некоторые проблемы воздействия шамана, колдуна, целителя на человека и окружающую среду. В сб. "Экология и традиционные религиозно-магические знания". Материалы Международного интердисциплинарного научно-практического симпозиума, Москва-Абакан-Кызыл, 2001г., с.43-54
12. Пытьев Ю.П., Пытьева Т.П. – Физические процессы экстрасенсорного восприятия. Сб. «Программные продукты и системы», 1996г., №4, с.43-45
13. Пытьев Ю.П., Анциферова Н.А., Анциферов А.Л. Электромагнитные явления при экстрасенсорном восприятии. Препр. физич. факульт. МГУ, 1992г., №7.
14. Пытьев Ю.П., Анциферова Н.А. – О голографической модели экстрасенсорного восприятия. Препр. физич. факульт. МГУ, 1993г., №9
15. Пытьев Ю.П., Анциферова Н.А., Анциферов А.Л. Электромагнитные явления при экстрасенсорном восприятии. Вестн. Моск. ун-та, сер.14, Психология. 1995г., №2, с.10-20
16. Бехтерева Н.П., Ложникова Л.Ю., Данько С.Г., Мелючева Л.А., Медведев С.В., Давитая С.Ж. О так называемом альтернативном зрении или феномене прямого видения. Физиология человека. 2002, т.28, №1, с.23-34
17. Любимов С.Н. "Структурно-функциональная организация и реорганизация соматосенсорных афферентных проекций у человека в норме и при повреждении центральной нервной системы". Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.м.н., М., 1997 г., с.20
18. Зилов В.Г., Судаков К.В., Эпштейн О.И. Элементы информационной биологии и медицины. М., 2000г., с.248
19. Симонов П.В. "Светлое пятно сознания" - Ж.высш.нервн.деят., 1990г., т.40, вып.6, с.1040-1044
20. Ли А.Г. Разработка способов управления состояниями мозга для повышения эффективности восприятия стимулов малой интенсивности и создания систем управления в биологических и медицинских системах. Москва, 1995 г., ISSN 0869-3323, c.112
21. Machi Y., Liu C., Wang C., Wang B. Physiological Analysis for Consciousness Power (Non-visible Recognition and Pill Moving through Glass Bottle without any Physical Touch) J. of International Society of Life Information Science, V20, N2, 2002, pp.345…372
22. Koyokina O.I. Trasformation of Brain Activity in Altered State of Consciousness. MISAHA Newsletter#20-21, January-June, 1998, pp.8-11
23. Иваницкий А.М. Наука о мозге в поисках решения проблемы сознания. В сб. «Человек и пульс времени», в надзаголовке «Политехнический музей», М. 2006г., изд-во ООО «Информ-Знание», с.74-81